Поговорим о Суэцком канале в Египте

1463141346_1До появления Суэцкого канала коммерческим компаниям приходилось прокладывать морские пути длиной больше 8 тыс. километров, чтобы добраться до Азии. Появление этого сооружения, протяжённостью 86 морских миль, дало возможность попадать из Средиземного моря в Красное, не огибая Африку.

Неизвестно как сложилась бы история, если бы у древних торговцев и мореплавателей была возможность так просто попадать в Красное море. Хотя канал открыли в XIX веке, идея о создании такого рода сооружений будоражила умы египтян с древнейших времён.

Египетские купцы быстро смекнули насколько выгодное географическое положение занимает их страна. Они могли в равной степени торговать как с Европой, так и с Азией, Африкой. Но были проблемы. Как бельмо на глазу была Аравийская пустыня, отделявшая Нил от Красного моря. Ещё тогда Египет задумался над созданием искусственных судоходных каналов. Один из них был построен более 2 тыс. лет до н. э. при фараоне Меренре I.

За первый серьёзный проект такого сооружения взялся фараон Сенусерт III. Канал получился 78 метров длиной и 10 шириной. Возможно, уровень технологий того времени не позволил осуществить план в полной мере. По некоторым данным, канал должен был быть длиной 100 километров. Но и достигнутое вызывает удивление.

Через десять веков фараон Нехо II воодушевился обойти своих предшественников в деле строительства каналов. До наших дней не сохранилось почти никакой информации о результатах его амбициозных планов. Известно лишь, что плыть по каналу нужно было 4 дня, чтобы пересечь полностью, а на его строительстве сложили головы 120 тыс. египтян. Хотя эти цифры могут быть преувеличены. Также есть сведения о том, почему канал так и не был закончен. Оказывается, один жрец предсказал ему неудачи и беды. Нехо II не стал рисковать.

Истории известны ещё много попыток создать судоходные каналы в Египте. В разное время этим занимались Дарий I с Птолемеем, император Траян и даже Наполеон. В 1830 году идею постройки судоходного пути через Суэцкий перешеек выдвинул англичанин Фрэнсис Чесни. Но к нему никто не прислушался. В 1833 об этой идее снова задумались во Франции, но тогдашний правитель Египта Мухаммед Али-паша заявил о том, что на это пока нет средств и времени.

Фердинанд де Лессепс был поставлен на пост вице-консула от Франции в Александрии. Отсюда началось рождение Суэцкого канала таким, каким мы его знаем. В 1835 году молодого дипломата повышают до генерального консула, и тогда же его просят стать репетитором Мухаммеда Саида сына Мухаммеда Али. Но в 1849 году переговоры в Риме, в которых он участвовал, провалились, и его отправили в отставку.

Дипломат в отставке спокойно жил у себя в поместье, часто думая об идее постройки Суэцкого канала. Он называл его «Каналом двух морей». Позже де Лессепс отослал проект правительству Египта, но не получил ответа. Повторную попытку он сделал, когда новым правителем стал его бывший ученик Мухаммед Саид. В ответ Фердинанда пригласили в Александрию.

Проектирование канала закончилось в 1856 году, а его строительство началось 25 апреля 1859 года. Фердинад рассчитывал закончить стройку через 6 лет, но оно продлилось целых 10. 17 ноября 1869 года сооружение было готово к открытию. Имея 164 километра в длину, 60–100 метров ширины и 8 глубины, Суэцкий канал все ещё не мог принимать большие суда. Именно поэтому его доработка шла не прекращаясь.

Канал двух морей имеет огромное значение не только для страны, в которой находится, но и для других государств. Сегодня это невероятное рукотворное сооружение не останавливается в развитии. Правительство Египта задумало ещё много проектов по его улучшению и, возможно, через несколько десятков лет мы сможем увидеть совершенно новый Суэцкий канал.

Записи по теме

.