Гентский алтарь

У бельгийской достопримечательности Гентский алтарь очень сложная и весьма драматичная история. В 16-ом веке известные всему миру гонения верующих привели к тому, что алтарь необходимо было прятать в тайных местах, чтобы изуверский фанатизм иконоборцев не добрался до него и не уничтожил святыню.

В 1781-ом году, император Иосиф II издал приказ, смысл которого заключался в снятии двух крайних створок алтаря. Государя смутили обнаженные фигуры Адама и Евы на них. Алтарь был дополнен другими изображениями, прародителей, одетых в кожаные передники. Рисунки были копиями великого мастера 16-го века Михиля Кокси.

Когда Бельгия оказалась захваченной Наполеоном, реликвия была вывезена на родину Бонапарта. Позже она вернулась в родной дом и находилась в Брюссельском музее. В 1816-ом году вторая пара створок с изображенными на них ангелами и обе пары створок из нижнего ряда выкупил торговец картинами, а в 1821-ом году они стали экспонатами Берлинского музея. В оригинальном Гентском алтаре их место снова заняли копии мастера Кокси

После поражения Германии в первой мировой войне и подписания Версальского договора алтарь был восстановлен и створки возвращены на свои места из Берлина. 1934-ый год стал настоящей катастрофой для алтаря – была похищена створка «Праведные судьи», которая до сих пор не найдена и вряд ли уже найдется. Ныне ее место занимает копия удивительно хорошего качества. В годы второй мировой войны немецкие оккупанты снова вывезли алтарь. Позже он был найден в Австралии, в соляных копях.

В последний раз реставраторы занимались восстановлением алтаря в 60-х годах прошлого века. Руководил процессом известный бельгиец П. Корреман. Под его надзором несколько лучших реставраторов удалили с живописи потемневший старый лак и лишние записи.

Значение этой реликвии бесценно, это признавали и современные ванн Эйку нидерландские мастера, так и творцы последующих эпох. Они старались не только копировать, но развивать художественные идеи, которых в этом произведении с избытком.