Собор Саграда Фамилия в Барселоне: когда заказчик не торопит

1460724028_1297450855_sagrada-familiya-6Без этого фантастического здания невозможно представить современную Барселону. Оно возвышается над городом, будто гигантский песочный замок или странная открытая пещера с колокольнями-сталактитами и глубокими гротами. Ночью подсвеченный собор Святого Семейства напоминает инопланетный корабль, а днем над его шпилями в строительных лесах снова движутся краны, слышны удары молотков и жужжание пил – Саграда Фамилия воздвигается по сей день.

Мало какое архитектурное сооружение Испании вызывает столько восторгов и нареканий. Его создателя, Антонио Гауди, называют то гением, подарившим готике новое дыхание, то сумасшедшим, исказившим облик города. Так или иначе, Саграда Фамилия давно стала визитной карточкой Барселоны и достоянием ЮНЕСКО, а Гауди – настоящим «гением места».

Идея постройки собора во имя Святого Семейства родилась в 80-х годах XIX столетия у барселонских религиозных активистов. Новый храм должен был воздвигаться исключительно на бескорыстные пожертвования горожан, свидетельствуя об их любви к Богу. Строительство собора возглавил начинающий архитектор Антонио Гауди – страстный патриот Каталонии и приверженец передовых идей в искусстве. Он полностью изменил благообразный первоначальный проект здания, представив новый собор как грандиозную каменную книгу, «страницы» которой без слов должны повествовать о земной жизни Христа и глубинной сути его учения. По замыслу Гауди, три фасада собора символизируют разные ипостаси Богочеловека (Сына Человеческого, Искупителя грехов и Судьи на страшном суде), двенадцать башен напоминают о числе апостолов, а высочайшая среди них, равная по величине горе Монжуик, вновь являет образ Христа. Луч, вырывающийся из нее по ночам и озаряющий весь город, делает зримыми евангельские слова о свете миру, а в роли звонаря выступает ветер, раскачивающий гигантские колокола на башнях.

Готическому стилю, казавшемуся архаикой, Гауди мечтал вернуть его первоначальное содержание: страстный порыв ввысь, к небесам, к идеалу. Он желал освободить здание от нагромождения материи, сделать его легким, летящим, зрительно невесомым. «Кружевом, камень, будь и паутиной стань…» – эти мандельштамовские строки как нельзя лучше описывают замысел Гауди. Архитектору-мечтателю виделось не очередное свидетельство славы католицизма, а уникальный синтез камня, воздуха, ветра, звездного света – таинственная песнь любви и жизни.

Гауди не суждено было увидеть свой замысел воплощенным. 43 года он отдал строительству собора и умер в больнице для бедных, попав под колеса трамвая. Впрочем, и после смерти великий архитектор незримо пребывает рядом со своим любимым детищем: его могила находится в крипте Саграда Фамилия.

Дело Гауди продолжили его ученики – как не раз бывало в Средневековье. Сегодня достроен лишь один из фасадов собора, посвященный Страстям Господним, но работы идут весьма динамично. Стоимость билета за посещение Саграда Фамилия – лепта в строительство храма. Считается, что воздвижение собора будет завершено в 20-х годах XXI столетия – темпы, небывалые для современных проектов и вполне обычные для готики. Да и сам Гауди не уставал повторять, что его заказчику, Господу, некуда спешить.

Рейтинг