Архитектура города Бразилиа

Бразилия — город, задуманный и построенный по единому плану, как воплощение мечты человечества об идеальном технополисе. План Бразилии разработан в 1957 архитектором Л. Коста. Город спланирован в форме самолета. Центр «фюзеляжа» занимает площадь Трех Властей, созданная по проекту знаменитого национального архитектора Оскара Нимейера.

По всеобщему признанию, это чудо вкуса, уравновешенности, пропорций, силы и элегантности. «Крылья» — жилые кварталы. Каждый из них автономен, имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В самом «носу», в отдалении от центра находится дворец Авроры — резиденция президента республики. Перед дворцом две бронзовые скульптуры: женщины плещутся в голубой воде бассейна. Местные шутники острят: «это дочери президента рвут на себе волосы из-за того, что им пришлось переехать из веселого Рио в скучную пустыню». Решение построить новую столицу близ географического центра страны было вызвано стремлением втянуть в экономическое и социальное обновление обширные малозаселенные территории Бразильского нагорья. Строительство началось в 1958 году, а уже в 1960 году президент Кубичек официально открыл «город надежды», выросший посреди красной пустыни.

По смелости архитектурных решений Бразилия — город века. Его особенность состоит в том, что главная магистраль разделена на два самостоятельных потока движение автомобилей и движение пешеходов. Автомобильные развязки, четырехполосные магистрали, многоэтажные проезды спланированы так, что обеспечивают полное отсутствие перекрестков. Поистине, Бразилия была построена для автомобилистов. Пешеходу в этом вытянутом на 13 км городе приходится нелегко. В «жилой» части города автомобильного движения совершенно нет, и вокруг непривычная тишина и чистый воздух.

Среди выдающихся творений Нимейру — кафедральный собор Бразилии, основные помещения которого расположены под землёй, тогда как с улицы виден лишь его купол из бетона и витражного стекла.

С высоты птичьего полёта видно, что главные магистрали города с прилегающими кварталами образуют подобие реактивного пассажирского самолёта, летящего на юго-восток. Лусио Коста, правда, утверждал, что проектировал город как гигантскую бабочку.

При этом в фюзеляже этого «аэроплана» находится большинство учреждений городского и федерального значения. Центральная часть отведена под сектора гостиниц, магазинов, банков и др. В «хвосте самолёта» находятся городские муниципальные учреждения, а в районе «кабины пилота» — федеральные: прокуратура, парламент (Национальный конгресс) и другие учреждения. В крыльях расположены жилые кварталы. Осевые магистральные шоссе (порт. Eixos), окружены двухрядными улочками, причём у каждой, как правило, своя «специализация»: улица банков, улица аптек и т. п.

Адресация жилых зданий в городе буквенно-цифровая: факультативно указывается Южное или Северное крыло, номер суперблока (квартала) — причём чётные «сотни» расположены в Южном крыле, а нечётные — в Северном, меньшие — ближе к осевой магистрали, бо́льшие — дальше; а также буква, обозначающая конкретное строение в блоке — их всегда не более 11. Кварталы сгруппированы по четыре, и на такую группу приходятся школа, церковь и ряд других социальных учреждений. В кварталах, как правило, много зелени, наиболее богатые кварталы нанимают штатных садовников. В каждом жилом здании в обязательном порядке работает охранник, контролирующий поток посетителей.

Интересно также, что под каждое здание города генеральным планом отведён определённый объём пространства над землёй. В связи с этим, наиболее интересные с архитектурной точки здания коммерческого сектора (банки, магазины, гостиницы и т. п.) как правило, компактнее своих типовых собратьев. Значительно больше свободы предоставлено строителям в пригородах Бразилии, где живут, по большей части, небогатые граждане.

В то же время, наиболее обеспеченные горожане чаще всего покупают виллы на противоположном центральной части города — восточном берегу водохранилища.