Город Котор

8 ostrovКотор — город в Черногории, в котором средневековая архитектура сочетается с удивительными по красоте видами и атмосферой курорта. Город был основан римлянами в провинции Далмация, затем он стал одним из морских портов Черногории. Котор находится на побережье Адриатического моря, примерно в 22 км от модного пляжного курорта Будва. Эти два города привлекают туристов благодаря своему удачному расположению на берегу Которского залива.

Основные моменты

Здесь регулярно случаются землетрясения, последний раз Котор был частично разрушен в 1970-е годы, однако сохранился средневековый центр города: здесь не менее шести церквей романского стиля, датируемых XII-XIII веками, много чудесных старинных особняков, от дворцов до небольших частных домов, расположенных в лабиринте узких мощеных улочек и площадей. Котор и его окрестности более 400 лет принадлежали Венецианской республике, и влияние венецианской архитектуры ощутимо в облике города.

Городские стены Котора, отдельные участки которых датированы IX веком, — один из лучших примеров фортификационного искусства в Европе. Высота стен доходит до 20 м, ширина местами превышает 10 м, периметр составляет 5 км, причем, охватывая город, стены поднимаются на вершину обрывистого утеса к крепости Св. Иоанна, откуда можно полюбоваться потрясающими видами на город и залив.

За могучими стенам шумят рынок, где торгуют овощами и рыбой, и гавань. Этот средневековый город похож на лабиринт, в котором, однако, невозможно потеряться из-за его небольших размеров — просто чуть-чуть поблуждаете. Улицы по большей части остаются неназванными, хотя к некоторым из них приклеились неофициальные имена. Например, одна из них называется «Дай пройти» — название говорит само за себя. Неправильной формы городские площади известны под именами, отражающими их былое предназначение: Мучная площадь, Молочная площадь, Деревянная площадь и так далее. Повсюду снуют кошки, а их абсолютным монархом является Мичун («Большой»). Его можно увидеть ходящим туда-сюда у собора Св. Трифона. Не пытайтесь заговаривать с ним: как и все часовые, он вас проигнорирует.

Котор объявлен ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия.

Развлечения и отдых

В Которе и его окрестностях созданы все условия для экстремального и активного отдыха. Это и скалолазание, и дайвинг и пешие прогулки по горной местности. Над городом, на высоте 550 метров, возвышается горный массив Врмац, который очень удобен в качестве стартовой площадки для парапланеристов.

Которский залив пользуется большой популярностью как у дайверов-профессионалов, так и у новичков.

Ежегодно лето в Которе проходят фестивали и празднества, например «Которский международный летний карнавал». Это одно из самых посещаемых событий в Черногории.

Фестиваль KotorART менее знаменит, но также представляет интерес. А специально для детей проводится Фестиваль детского театра.

В Старом городе Котора расположились множество кафешек, рыбных и мясных ресторанов, а также магазинов. В четырехзвездочном отеле Cattaro работают ночной клуб MAXIMUS и казино.

История Котора

Особый характер Котора обусловлен его историей. Город всегда был местом пересечения и смешения стилей, западноевропейского и византийского. Это отразилось даже в характере камня, из которого сложен Котор, — с его многообразием текстур и палитры цветов и прожилок. И Йован Мартинович чувствует: «Это камень говорит с вами; коснитесь его, проведите рукой по его истории». С таким же интуитивным благоговением иногда относятся к валунам, которые высятся на холмах Уэльса, или к крошащимся кирпичам красивых старых домов Амстердама.

Нет числа преданиям о том, как появился Котор: например, существует романтическая история о нимфе Алкими (Алкимеде), матери Ясона, искавшего золотое руно, которая привела безвестного основателя города на равнину, где было изобилие пресной воды. О ней здесь вспоминают каждый месяц, когда высоко над скалами, над природным каменным «мостом» поднимается новая луна, похожая на висящий гамак. Местные жители тогда говорят: «Смотри, это Алкими из своей золотой лодки любуется прекрасным Котором».

Как бы то ни было, в византийские времена здесь уже существовало поселение под названием «Декадерон». В Средневековье город приняли под свою власть славянские правители Зеты и Рашки, у которых были здесь резиденции. В то время он пользовался значительной автономией, ас 1391 по 1420 г. Котор (с прилегающими землями) был независимым городом-республикой, с выборным князем, сенатом и советами горожан и даже чеканил собственную монету. Поскольку турецкая угроза никогда не ослабевала, Котор перешел под покровительство Венеции. В общем и целом новые правители и оккупанты появлялись здесь 14 раз (отметим и британскую оккупацию 1813 г., в период Наполеоновских войн). Однако, как утверждают которцы, их город ни разу не был взят силой оружия: «21 ноября 1944 г. немцы просто ушли отсюда». Зато город пострадал от трех крупных землетрясений — в 1563, 1667 и 1979 гг., а в 1572 г. здесь была вспышка чумы.

Достопримечательности Котора

Котор имеет форму треугольника, и у него трое ворот. Главные, около набережной, выстроены в стиле эпохи Возрождения (XVI в.); северные, с подвесным мостом черед бурную речушку Шкурда, были построены в 1540 г., в ознаменование победы над Хайр-ад-дином Барбароссой, который, имея флот в 200 кораблей и 60 000 человек, безуспешно осаждал Котор.

Третьи, южные ворота, были хитроумно сооружены из трех частей; один из их элементов — подъемный мост, под которым во время прилива, благодаря ручью Грудичу, образуется солоноватый пруд. Эти ворота имели большое значение, поскольку открывали проход к возвышенностям Черногории и внутренним районам страны.

Старый город, как и прежде, окружен стенами. Их протяженность составляет 4,5 км, и они вдвое длиннее стен Дубровника; они живописно поднимаются вплоть до гребня скалистых холмов, высящихся за темной городской застройкой и гаванью. Первые укрепления были воздвигнуты здесь еще в византийские времена, но при венецианцах их значительно усилили, и Котор стал одним из наиболее укрепленных городов Адриатики.

Чтобы окинуть взглядом все стены, выйдите из старого города через северные ворота, оставьте реку Шкурда слева и поднимайтесь на холмы в восточном направлении, от церкви св. Марии. Отсюда вы подниметесь, в сопровождении бабочек, по петляющей тропе с несколькими лестничными пролетами, вырубленными в скалах (может показаться, что 1350 ступенек — очень много, но вы будете останавливаться на каждом повороте, чтобы осмотреть окрестности). Поднявшись на высшую точку — 260 м, — вы окажетесь в крепости св. Ивана, где теперь царит тишина. На полпути к смотровой площадке вы пройдете часовню Богоматери Спасительницы (Gospe od Zdravlja) XVI в., которую построили которцы, спасшиеся от эпидемии чумы. Скорее всего, она будет заперта, но через дверь можно всмотреться в ее темный интерьер. Когда вы поднимитесь в крепость, красивых видов и впечатлений будет в изобилии: на западе, далеко внизу, вы увидите ряды красных крыш; доносится едва слышный шум маленького порта и гул его рынка. На восток круто обрывается ущелье, в котором дремлют столетия; среди диких цикламенов лениво вьются пчелы, а откуда-то снизу, из-под скалы, доносится довольное попискивание невидимых отсюда цыплят.

На всю прогулку отведите как минимум полтора часа и захватите с собой напитки.

Старый Котор

Сразу же за главными воротами находится Оружейная площадь — крупнейшая в городе; по ее периметру расположились несколько кафе. Слева находится недостроенный княжеский дворец эпохи Ренессанса, а рядом с ним, в дальнем северном углу площади, — один из старейших в Югославии театров; он был построен французами в 1810 г., а сейчас является частью отеля «Каттаро». Напротив ворот стоит средневековый позорный столб, а за ним — часовая башня, построенная в начале XVII в.; часы были встроены в нее в 1810 г. Наискосок от нее, в восточной части, стоит отель «Вардар» и размещается почта. Узкая улочка, идущая на юг от главных ворот, проходит между двумя особняками: слева — «Бизанти» (XVII в.), а напротив — «Безуча» (XVIII в.); дальше находится небольшая площадь, доминантой которой является ренессансный дворец Пима, с длинной барочной балюстрадой.

Отсюда начинается еще одна узкая улица, которая подводит к площади перед собором св. Трифона — это самая известная достопримечательность Котора. Он был освящен в 1166 г., за пять с половиной столетий до лондонского собора Св. Петра, за три века до открытия Америки и за 254 года до того, как в Которе обосновались венецианцы. Во время раскопок 1987 г. было доказано, что ранее на его месте стояла церковь. Ее круглый зал сейчас стал частью ризницы собора, а часть строения выходит на улицы между собором и домом епископа (XIV в.) — во дворе этого дома капитан Мартинович в детстве воровал апельсины. Эта древняя церковь датируется IX в., тогда же возникла и гильдия моряков залива Бока Которска (Bokeska mornarica), профессиональное объединение взаимопомощи, до сих пор хранящее свои древние традиции, свои песни и свой вариант хоровода коло. На первой неделе февраля, во время церемонии в память о мученичестве св. Трифона, вы можете увидеть все это воочию, когда гильдейцы наденут парадные костюмы. Или же вы можете купить диск с их живой, ритмичной музыкой (Bokeljski mornari). Дешевле всего покупать в киоске у главных ворот.

Собор св. Трифона

Несмотря на то что собор св. Трифона за несколько веков не раз перестраивали, он остается выдающимся памятником романской архитектуры. После того как его западный фасад обрушился во время катастрофического землетрясения 1667 г., колокольни, заново выстроенные из теплого камня из Корчулы, придали сооружению барочный оттенок. Они соединяются широкой аркой с балюстрадой, проходящей над входом в храм, с его характерным окном-розой. Справа от главного входа — надгробие Андреа Сарацениса, который построил ранее стоявшую здесь церковь, и его жены Марии (с надписями IX в.). Но главным элементом величественного интерьера храма является киворий его высокого алтаря — шедевр романской архитектуры. Трехрядную восьмиугольную конструкцию, увенчанную фигурой ангела, поддерживают четыре колонны, сделанные из красного мрамора Каменари. На каждом из рядов вырезаны сцены из жизни св. Трифона. В алтарной части и на сводах нефа недавно были обнаружены следы фресок. Уже доказано, что они были написаны в XIV в., однако неясно, были ли создавшие их художники, в работе которых ощутимо византийское влияние, сербами или греками. Когда-то фресками были покрыты все стены храма.

Барельеф XVI века на южных воротах Котора. Изображены Мадонна с младенцем, по бокам 2 святых: св. Трифон и св. Бернард.
Барельеф XVI века на южных воротах Котора. Изображены Мадонна с младенцем, по бокам 2 святых: св. Трифон и св. Бернард.
Мощи св. Трифона были привезены сюда из Константинополя в IX в. Сейчас они хранятся в часовне-реликварии XIV в., с фризом из белого каррарского мрамора; это исключительно тонкая работа венецианского скульптора XVIII в. Франческо Кабьянки — видны даже гвозди на подковах коней. (Другой пример его творчества — многоцветный барочный алтарь — можно увидеть во францисканской церкви св. Клары, которая стоит западнее.) Но больше всего впечатляет большое деревянное распятие с образом Христа, который не так просто забыть; кроме того, оно мистифицирует: его происхождение — очередная загадка.

Как утверждают предания, св. Трифон был пастухом гусей во Фригии и еще мальчиком принял мученическую смерть за то, что отказался принести жертвы статуе римского императора. В Великобритании он считается небесным покровителем садовников.

Другие места Старого Котора

Неподалеку можно заметить построенный в XVI в. дворец Драго, с его характерными готическими деталями окон; раньше на этом месте стоял частный дом XII в., который во время землетрясения 1667 г. был уничтожен обрушившимся фасадом собора. Дальше стоит барочный дворец Гргурина, в котором размещается Морской музей (082 325646; [email protected]; часы работы: июль—сентябрь, пн—сб— 08:00-13:00, 18:00-23:00, воскресенье — 09:00-13:00; в октябре-июле закрывается в 17:00—18:00). Экспозиция здесь богаче, чем в морском музее Пераста; она служит напоминанием о том, насколько неразрывно связаны города залива с морем, и повествует о морском братстве, которое существует с IX в. по наши дни. В XVIII в. по морям мира ходило более 400 кораблей из Которского залива, и еше 300 судов бороздили близлежащие воды. Здесь есть великолепная коллекция живописи, посвященной великим морским сражениям, карты, оружие, мебель и костюмы, а также очень любопытные предметы морского обихода. В Которе существует целый ряд местных деталей национального костюма: например, как это ни странно, черная вуаль у невест. Озадачивает также целая батарея раскрашенных бутылок с надписями-посвящениями: «помни меня» или «моей любимой»; все это заставляет гадать, призваны ли были эти бутылки заменить отсутствие фотографии, служили ли они плавучими талисманами или подарками на память, или же их бросали в море, теряя всякую надежду? Безусловно, кто-то здесь знает ответ.

Но список достопримечательностей на этом не заканчивается. На извилистых, вымощенных розовым камнем улицах города многие здания сейчас реставрируются. Не пропустите прекрасную церковь св. Луки, построенную в 1195 г., — она обращена фасадом к муниципалитету. Строилась она как католический храм, но затем, в 1657 г., была передана православной церкви, и сейчас ее используют обе конфессии.

Около северных ворот находится ресторан «Бастион»; отсюда же отходит улица, ведущая на холмы возле города, и здесь же стоит церковь св. Марии. Розовый и белый камень церкви — наследие XIV в., однако это еще один пример храма, выстроенного на месте более древней церкви (как утверждают, раньше здесь стоял первый епископальный храм Котора). В течение последнего десятилетия здесь были найдены остатки баптистерия VI в., времен византийского императора Юстиниана. (С раннего Средневековья св. Мария считалась заступницей, и в большинстве средневековых городов можно видеть посвященные ей храмы.) Здесь было обнаружено несколько фресок XVII в., с сербско-византийским влиянием, а также распятие, которое в 1980-х гг. отреставрировали. В 1984 г., во время его извлечения, были найдены три монеты, датированные, как полагают, 1374 г. Происхождение распятия остается предметом споров, однако утверждают, что работа характерна для Австрии и крест весьма Напоминает распятия, которые можно видеть в Венеции, Триесте и Сплите. Самые тонкие из деталей этой скульптуры тщательно проработаны, как и детали лошадиных копыт, вырезанные Кабьянка: мука на лице Христа и поджатые пальцы ног заметны с любого ракурса. В 1940 г. Ребекка Уэст написала об этом распятии:

«…распятие со страдающим Христом, с настоящим терновым венцом и человеческими волосами, один ученый монах семнадцатого столетия — должно быть, великий лжец, — приписывал Микеланджело…»

В прошлом столетии эта церковь была посвящена Берте Хосанне, монахине (в святцах Сербской православной церкви их не так много), — она была канонизирована 75 лет назад за участие в борьбе против пирата Барбароссы (в XVI в.). Сцены из ее жизни вырезаны на барельефе над большими дверями храма, а внутри установлен саркофаг монахини.

Рейтинг