Остров Чилоэ

ostrov chiloe 70Чилоэ — остров в Тихом океане в южной части Чили площадью 8394 км² и главный остров одноименного архипелага (9181 км²), составляющий 91,4 % его территории. Его длина с севера на юг составляет около 190 километров. Западная часть острова (гористая) покрыта непроходимым лесом, а в восточной части мягкие холмы и впадины заселены крестьянами и рыбаками. Протяжённость с запада на восток составляет около 60 километров. По своим размерам остров Чилоэ является вторым в Чили (после Огненной Земли) и пятым в Южной Америке.

Основные моменты

Климат западной части острова, обращенной к материку, много лучше. Именно здесь проживает большая часть населения. Здесь построены главные города острова – Анкуд и Кастро, а также множество мелких деревень. Берег изрезан следами ледников – словно норвежские фьорды в миниатюре. Горный хребет, расположенный посередине Чилоэ, укрыл побережье от ветров и создал «внутреннее море» — залив Корковадо. В нем находится множество небольших островов. Местами они располагаются столь близко друг к другу, что в отлив до них можно добраться пешком.

Природа острова Чилоэ отличается редкостной нетронутой красотой. Местное население, именующее себя чилотами, обладает уникальной культурой и ведет необычный образ жизни. В чем причина такого своеобразия — в географической обособленности или в причудливости поворотов истории — сказать сложно. Все эти факторы действуют, а их последствия давно и тесно переплелись между собой.

Природа Чилоэ

Из-за теплого и влажного климата, а также изолированности этой территории, здесь сложился ландшафт со своеобразной флорой и фауной. Смешанные леса здесь имеют весьма «пестрый» облик — в них можно встретить и терпентинное дерево, и мирт, и лиственницы.

На острове обитает особый вид коричневых лис, горные обезьяны, чилийские длинноносые опоссумы-землеройки, карликовые олени пуду (самые маленькие в мире — их высота 35-45 см), певчие птицы, большие патагонийские дятлы — стук их клювов слышен на расстоянии 100 м и многие другие виды животных. На побережье и близлежащих островах — лежбища морских котиков, а также колонии пингвинов — здесь размножаются два вида этих птиц — пингвины Магеллана и пингвины Гумбольдта. В прибрежной гальке можно увидеть их гнезда и птенцов, сбившихся в «ясли» в ожидании родителей, отправившихся за прокормом. В 1834 году во время кругосветного путешествия на «Бигле» в этих местах побывал молодой Чарльз Дарвин, описавший многие виды местных животных в своем «Журнале». Современные биологи отмечают, что с момента пребывания великого ученого ландшафт Чилоэ остался практически неизменен. Эта часть первозданной природы этих мест — нетронутой и тщательно оберегаемой — объявлена Национальным парком.

Разнообразная география этих мест благоприятна для самых разных видов туризма — от пешеходных прогулок и плавания на лодках к островам до конных походов и велосипедных маршрутов, ведущих к старинным испанским фортам, крепостям и церквям на западной части побережья.

Проект сохранения природы Альфакуара

Северо-западное побережье острова Чилоэ богато разнообразием морской фауны, здесь обитают голубые киты, чилийские дельфины, морские львы, сейвалы, морские выдры, пингвины Гумбольта и даже Магеллановы пингвины. Несмотря на столь густую заселенность моря, угрозы животным не возникает ни от интенсивного городского строительства, ни от естественного загрязнения окружающей среды вследствие деятельности человека. Также, специальные службы заботятся и о сохранности окружающей природы.

На острове проводится специальный проект Альфакуара по спасению синих китов. Проект проводится благодаря усилиям сотрудников Центра сохранения китообразных, в его планах эффективно совмещать исследования, образование и внедрение инновационных технологий по спасению морской фауны. В центре заботятся о том, чтобы биологические виды, обитающие в Тихом океане, имели возможность не только к сохранению популяций, но и приумножению численности.

История

Европейцы впервые увидели Чилоэ в 1540 году с борта корабля. Восемнадцать лет спустя остров было объявлен владением Испании, а в 1567 нем был построен первый город — порт Кастро. Но добираться до маленькой колонии и поддерживать с ней постоянную связь испанцам было трудно, Чилоэ оставался «краем света», а после восстания индейцев мапучи на материке — и вовсе оказался в двухсотлетней изоляции.

В течение XVI–XVII веков потомки испанских завоевателей и коренное население ассимилировались, причем традиции тех и других причудливо переплетались, но их отголоски и сейчас можно различить в образе жизни и мифологии современных чилотов. Иезуиты послали на остров специальную миссию, причем ее деятельность была здесь весьма эффективной: в XVII–XVIII веках чилоты имели репутацию самого грамотного населения в здешних краях. И несмотря на изоляцию остров оставался одним из форпостов испанского владычества в Новом Свете, пока в 1826 году здесь не установила свою власть молодая чилийская республика.

Благодаря географическому положению остров оставался в стороне от политических бурь XIX и XX столетий. Очевидно, поэтому здесь сохранились не только форты испанских завоевателей и старинные деревянные крепости, но и уклад островной жизни — неспешный, основательный, а жители Чилоэ и сейчас славятся гостеприимством и миролюбием, хотя их быт во все времена был весьма непритязательным.

Чарльз Дарвин писал в 1835 году: «Приход наших шлюпок был редкостным событием для этого тихого, уединенного уголка мира; почти все жители пришли к берегу поглядеть, как мы разбиваем палатки. Они были очень вежливы и предлагали нам свое гостеприимство, а один человек даже прислал нам в подарок бочонок сидра. Во второй половине дня мы засвидетельствовали свое почтение губернатору — тихому старичку, по своему облику и образу жизни вряд ли стоявшему выше английского крестьянина. Ночью пошел сильный дождь, но и он не рассеял плотного кольца зрителей вокруг наших палаток. Неподалеку от нас расположилось индейское семейство, приехавшее в челноке с Кайлена. Им негде было укрыться во время дождя. Наутро я осведомился у молодого индейца, насквозь промокшего, как он провел ночь. Он оказался вполне довольным и ответил: «Muy bien, senor» [«Очень хорошо, сеньор»]. Мне никогда не случалось видеть более любезных и скромных манер, чем у этих людей. Обыкновенно они, прежде всего, заявляют, что они бедные уроженцы этого места, а не испанцы, и страшно нуждаются в табаке и прочих предметах удовольствия».

Вообще, удивительна схожесть наблюдений наших современников и путешественников прошлых веков: все они писали о Чилоэ, как о месте, где времени как будто не существует — местная жизнь повинуется своему собственному ритму. Жаклин Винд, журналист и фотограф из Канады, в своем эссе назвала Чилоэ «островом забытого времени». Это, конечно, иносказание. А вот совершенно серьезные строки Дарвина, сделанные в позапрошлом веке: «Ни у кого нет часов, и одному старику, умеющему якобы правильно определять время, поручено наугад звонить в церковный колокол».

Повседневный быт островитян хранит самые яркие черты древних традиций. Более 30 000 жителей Кастро (одного из крупнейших городов Чилоэ) живут в палафитос — домах, построенных на сваях. Подобная конструкция жилища была распространена во многих приморских городах Чили в XIX веке, когда водное сообщение играло ведущую роль в торговой и транспортной системах. Входные двери (иногда с балконами) находятся прямо у воды, чтобы во время прилива можно было подплыть к дому прямо на лодке, в то же время сваи предохраняют фундаменты от влаги. По морским каналам палафитос часто перевозили с места на место, используя при этом в качестве тяглой силы волов.

Раскраска палафитос в синий, желтый и розовый цвета, которая делает столь узнаваемым городской пейзаж Кастро, — дань традиции, органично сложившейся на Чилоэ: здесь всё — от бирюзового океана и холмов, покрытых изумрудной травой, до ярких цветов — всё, независимо от цвета, имеет насыщенный тон.

Деревянная «черепица», состоящая из длинных и узких дощечек, — еще одна характерная черта местных жилищ: она вошла в моду в середине XIX века благодаря немецким поселенцам в Чили: таким образом уроженцы Германии стремились придать элегантности своим новым домам. К тому же местное дерево алерсе (по свойствам аналогичное кедру), которым, собственно и облицовывают постройки, устойчиво к воздействию влаги и ветра.

На побережье залива, а также на островах есть поселения, где люди отказались от благ цивилизации, таких как например, электричество и живут, как и сотни лет назад, рыболовством, сбором устриц и водорослей. В местных деревнях сохранился древний обычай «минга»: сообща строить дом или выполнять сельскохозяйственные работы. Этот обычай распространен повсеместно не только как дань традиции, но и как свидетельство сохраняющегося «общинного» духа. Помощникам – соседям, родственникам или друзьям денег не платят, но обеспечивают пищу и вино.

Чилоты помнят множеств старинных кулинарных рецептов. Например, «куранто» – горячее густое кушанье из мяса, картофеля, злаков, рыбы, копченостей и т.д. здесь готовят на горячих камнях в углублении, вырытом в земле: ингредиенты выкладываются слоями и в процессе готовки пропитываются соками и запахами. «Ретименто» – целый ритуал готовки свежей свинины в котлах на открытом огне: жареное мясо, шкварки из свиной кожи и кровяные колбасы здесь запивают чичей – алкогольным напитком, который готовили еще индейцы. Сырье для чичи, также как и технологии ее приготовления в различных регионах Южной Америки различны: ее готовят из риса, кукурузы, сока юкки – в Чилоэ ее производят из яблочного сока.

Картофель – основа местной кухни: на острове насчитывается 286 его сортов. По многочисленным предположениям, именно Чилоэ является родиной «второго хлеба», но чилийские ученые ставят объективность выше патриотических пристрастий – и в качестве более обоснованных версий выдвигают происхождение картофеля из Перу, Аргентины или Боливии.

Культура

Множество деревянных и каменных церквей сохранились в Чилоэ со времен испанского владычества. Можно сказать, что местную архитектуру создали те же иезуиты в XVII–XVIII веках. Их дело продолжили францисканцы в XIX столетии. Церкви, в которых красиво и необычно сочетаются готика и классические традиции, органично выглядят в природном ландшафте Южной Америки.

Деревянная культовая архитектура вообще уникальна для Латинской Америки – очевидно, на Чилоэ появление таких церквей связано с обилием дерева как строительного и отделочного материала. Кстати, деревянные церкви на Чилоэ построены без единого гвоздя – похожая техника применялась зодчими Руси.

Кстати, дерево активно используется и в современных интерьерах, не только в отделке дверных и оконных проемов, облицовке стен, но и в сочетании со стеклом и мрамором. Деревянные поделки (наряду с яркими и теплыми изделиями из шерсти) – знаменитые местные сувениры.

Мифология острова весьма причудлива: она еще раз демонстрирует живучесть языческих верований – может, потому что мифы близки мировоззрению чилотов. Местные жители рассказывают легенды про Трауко – уродливого карлика из леса, соблазняющего девушек, которые не в силах противостоять его магическим чарам. Камахуэто – бык-единорога, порошок из рога которого обладает волшебными целительными свойствами, но в больших количествах приводит к безумию. Василиск – хорошо знакомое по преданиям европейского Средневековья существо с головой петуха, проникающее в дом и вытягивающее здоровье из его обитателей. Калеуче – корабль-мираж с ведьмами на борту, завлекающими мечтающих о богатстве торговцев и превращающих несчастных в животных или деревья (есть мнение, что этот миф восходит к реально существовавшему датскому судну пиратов, терроризировавшем местные воды). Пинкойя – прекрасная морская сирена. Она наполняет сети рыбаков дарами моря и помогает потерпевшим кораблекрушение. Множество разнообразных ведьм умеют вводить людей в транс, превращать их в другие существа или предметы, причинять вред.

Причудливые мифы о страшных или забавных существах кажутся нелепыми, но действительность порой своеобразно подтверждает эти сказки, сложившиеся в древности. Так, в 2004 году гигантские прожорливые кальмары заполонили акваторию Чилоэ, устроив охоту на рыб: сотни головоногих буквально толпились у берегов острова. Облик этих огромных существ с метровыми щупальцами, клювоподобными мордами и глазами размером с тарелку, глядящими из морских глубин, вполне соответствовал местным сказаниям про морских чудовищ. Ужас, который они наводили на рыбаков, и изумление, которое испытывали ученые, вполне соответствовали эмоциям моряков прошлых столетий, видевших в неведомых силах океана игры сказочных чудовищ. Перевес сил природы, как в прошлые времена, был налицо: рыбаки остались без улова, а кальмары абсолютно не пострадали — в чилотской кухне их не используют.

Однако мифы — не единственная характерная особенность менталитета чилотов. Пожалуй, самая интересная черта их мировоззрения и образа жизни — это единение с природой, что само по себе делает человеческую жизнь яркой и подлинной. Как писал в книге «Дорога китов» уроженец острова Франсиско Колоане «в Чилоэ, где так изменчиво море и небо, каждый день непохож на вчерашний».

Рейтинг